спорт

«Сделаем операцию в понедельник – у нас же игра в выходные». Бросить футбол ради рок-группы и снова вернуться

«Сделаем операцию в понедельник – у нас же игра в выходные». Бросить футбол ради рок-группы и снова вернуться

Иван Тянтов – о Хермане Бургосе.

Мадридское дерби четырнадцатого года на «Висенте Кальдерон» выдалось особенно убойным. В дни дерби «матрасники» ожидают увидеть, как их команда готова умереть на поле, но в том матче они стали свидетелями того, как их команду убивает судья. Два не назначенных пенальти в ворота «Реала», и вот уже волна негодования захлестнула «кольчонерос». Оставшийся незамеченным грубый фол Арбелоа на Диего Косте окончательно убедил тогда всех в том, что арбитр перешел все границы.

Перейти границы решил и Херман Бургос, которому не терпелось уже учинить расправу над рефери. Сразу семерым членам тренерского штаба, включая и самого Симеоне, пришлось тогда удерживать его. Еще несколько минут помощник Симеоне угрожал жизни арбитра, прежде чем, наконец, покинул пределы технической зоны.

В своих репортажах о том матче многие журналисты не преминули вспомнить инцидент двухгодичной давности между тогда еще главным тренером «Реала» Жозе Моуринью и все тем же Херманом Бургосом. Тогда во время матча Жозе адресовал помощнику Симеоне не самый пристойный жест. Херман, подойдя к португальцу, сказал: «Послушай, Жозе, я не Тито, я оторву тебе голову».

Имелся в виду Тито Виланова, которому Моуринью годом ранее ткнул пальцем в глаз во время потасовки на последних минутах ответного матча Суперкубка Испании с «Барселоной». На послематчевой конференции тренера «Реала» спросили об инциденте с Бургосом, на что Жозе ответил встречным вопросом: «А кто такой Бургос?»

Родился будущий тренер «Атлетико» в Мар-дель-Плате, популярном аргентинском курорте. Считается, что если большинство аргентинцев едет отдыхать в Мар-дель-Плату, то в поисках работы многие отправляются в столицу, до которой от родного города Хермана всего лишь 400 километров.

На окраинах Буэнос-Айреса и состоялся дебют молодого голкипера в профессиональном футболе. За «Феррокарриль Оэсте» Бургос проведет пять сезонов, но только в двух последних станет основным вратарем команды. Этого оказалось достаточно, чтобы привлечь внимание скаутов «Ривер Плейта», которые вместе с Херманом прихватили тогда и Роберто Айялу.

Но в отличие от Роберто, переехавшего уже через год в Неаполь, Бургос в составе «миллионеров» задержался на пять сезонов. Правда, со временем Херман все реже и реже выходил на поле, проиграв конкуренцию своим сменщикам.

Но за то время, что он был основным голкипером, Бургос успел запомниться болельщикам своей броской и рискованной манерой игры. Херман никогда не был гарантом неприкосновенности, но своей игрой у комментаторов и зрителей вызывал шквал эмоций, когда в чистом подкате за пределами штрафной выбивал мяч из-под ног соперника или вытаскивал в сумасшедшем прыжке уже, казалось, мертвый мяч. Правда делал он это зачастую после собственных же ошибок.

Ошибки доводилось совершать и вне поля. Так, Бургос в своих интервью часто разбрасывался язвительными заявлениями в адрес Хосе Луиса Чилаверта. Со стороны Хермана было очевидной глупостью лишний раз задевать Чилаверта, так как парагвайский голкипер уже не раз до этого словесной перепалке предпочитал кулачный бой. Но разжигать конфликт с аргентинцем Чилаверт не стал, решив сойтись с обидчиком лицом к лицу на футбольном поле.

Долго ждать не пришлось: в очередном туре аргентинской примеры встретились «Ривер Плейт» и «Велес Сарсфилд», за который тогда и играл Чилаверт. Во время очередной паузы в игре Бургос решил обсудить с арбитром спорный момент, недальновидно покинув пределы штрафной площади. Чилаверт мгновенно оценил ситуацию, со свистком пробив с центра поля по воротам «Ривер Плейта».

«Я крикнул судье пригнуться. Все остальное было детской игрой. Сначала это выглядело так, что мяч пройдет высоко над воротами, но он плюхнулся как камень вертикально вниз позади вратаря», – вспоминал позже Чилаверт. «Велес» выиграл тогда со счетом 3:2 и обеспечил себе звание чемпиона. «Это было столкновение с ангелом», – скажет парагвайский голкипер о причудливой траектории своего удара.

Годом ранее Бургосу забил и другой вратарь-бомбардир. В розыгрыше Кубка Либертадорес 95-го года в полуфинале сошлись «Ривер Плейт» и колумбийский «Атлетико Насьональ» с легендарным Рене Игитой на воротах. Первый матч проходил в Медельине и долгое время счет оставался неоткрытым. Всё изменил фол Рикардо Альтамирано возле собственной штрафной. Игита, и до этого исполнявший штрафные удары, решил пробить и тогда. Среагировать на удар Бургос не смог, проводив взглядом залетевший под перекладину мяч.

По итогам двух встреч «Ривер Плейт» вылетел тогда из розыгрыша Кубка Либертадорес, но на колумбийского голкипера Херман обиды не держит. «Рене просто прекрасен. Всякий раз, когда мы с ним встречались, он предлагал мне сделать «удар скорпиона». Тогда у нас не было тренеров для вратарей, поэтому могли иногда позволить себе выкинуть что-то», – скажет он после в одном из своих интервью.

«Выкинуть что-то» Бургос позволял себе часто, но с каждым сезоном он все глубже уходил в запас. За пять сезонов в «Ривере» он смог выиграть почти все командные трофеи, но от персональных наград и признания с каждым сезоном он становился все дальше. Нужно было что-то менять, и Херман решился на переезд в Европу.

Перезапустить карьеру аргентинец решает на Балеарских островах, но дебют в «Мальорке» не задался: в одном из первых матчей Бургос вырубил игрока «Эспаньола» Маноло Серрано. У того обнаружили отек челюсти и сотрясение мозга, а Бургосу прописали 11 матчей дисквалификации.

Тогда-то за свое неуравновешенное поведение и шевелюру длиной ниже плеч Херман и получил прозвище Mono, что в переводе с испанского значит «обезьяна». Но сам Бургос на это прозвище не обижается. Даже в своем профиле на Facebook он подписан как Херман Моно Бургос.

Отмотав дисквалификацию, Херман вновь вернулся в ворота «Мальорки», а заодно и сборной Аргентины. Вот только Бургос, хоть и отыграл за «альбиселесте» за семь лет 35 матчей, основным голкипером сборной никогда не был. Вскоре Бургос перестал появляться и в составе «Мальорки». Всего за «островитян» Херман сыграл 12 матчей, в каждом из которых показывал по-настоящему «яркую» игру (в «Мальорке» у аргентинца была традиция – в перерыве матча Бургос менял один цветной свитер на другой, не менее яркий).

Но чем дольше Бургос сидел на скамейке, тем больше думал о завершении карьеры. В это же время он серьезно увлекся музыкой, успев даже засветиться в нескольких испанских рок-группах. Вырвать из этой тусовки Хермана смог только «Атлетико», в начале 21 века рухнувший в Сегунду. Аргентинец, своей внешностью сильно смахивавший на индейца, оказавшись в стане «индейцев» сразу стал лидером, своей харизмой и настроем заряжая одноклубников на каждую игру.

Следующий сезон «Атлетико» начал уже в Примере. Но хоть Бургос и вывел команду из подземелья в качестве основного голкипера, полностью отыграть сезон уже на новом уровне он не смог. Но причины были не только спортивные: в 2003 году у аргентинца был диагностирован рак. Операцию назначали в день матча, но Херман был против: «Давайте сделаем операцию в понедельник – у нас же игра в выходные».

«Атлетико» тогда победил, а несколько месяцев спустя врачи заявили, что аргентинец смог победить болезнь. За «Атлетико» Бургос поиграет еще сезон, после чего, наконец, решит завершить карьеру.

Бывают эпизоды в карьере каждого футболиста, которые особенно запоминаются болельщикам и в достаточной степени характеризуют самого игрока. Болельщики «Атлетико» запомнили аргентинца как вратаря, отразившего лицом одиннадцатиметровый удар Луиша Фигу в мадридском дерби и доигравшего матч с окровавленным ватным диском, выпиравшим из ноздри.

Кому-то Бургос мог показаться патлатым мужиком в нелепых штанах и красной кепке. «Кольчонерос» видели в Хермане настоящего мужика, гордо носящего бейсболку с эмблемой их любимого клуба. «Для них я всего лишь бывший мусорщик. И даже если бы я оказался в «Реале», то уверен, что они заставили бы меня подстричься. «Атлетико» принял меня таким, какой я есть. Потому я и считаю этот клуб олицетворением рабочего класса. «Атлетико» для меня – это условные каменщики и таксисты, которых объединяет настоящая страсть»

Уйдя из футбола, аргентинец полностью посвятил себя музыке. Он создал рок-группу The Garb (аббревиатура от Germán Adrián Ramón Burgos). Харизма и образ Бургоса быстро сделали группу узнаваемой. Тот случай, когда рок-звезда от мира футбола реализовала себя непосредственно и в музыкальной индустрии.

И даже сейчас, когда Херман связан контрактом с «Атлетико», аргентинец во время отпуска находит время и для своей группы, с которой он собирается и выступает в каком-нибудь баре или клубе Буэнос-Айреса. Так что на данный момент группа все еще является действующей и успела записать уже пять альбомов.

Шесть лет Бургос жил без футбола. Ровно столько ему потребовалось, чтобы понять, что по-настоящему все это время он любил только футбол. «Я никогда не планировал быть тренером. Но это овладело мной. Факт в том, что вы не можете жить без футбола. И я этим живу в настоящий момент. Музыка всегда будет со мной, и однажды я закачу вечеринку, на которой буду играть 4 часа. Но сейчас я должен быть профессионален в тренерской деятельности, а это означает ежедневно смотреть футбол и его изучать».

Получив тренерскую лицензию, Херман возглавил «Карабанчель» и отправился в региональную испанскую лигу. Но уже в январе следующего года покинет ее, перебравшись в «Катанию» к Симеоне. Уже тогда они были друзьями, успев вместе поиграть в «Атлетико» и аргентинской сборной. Из «Карабанчели», по признанию самого Бургоса, увез тогда он только привычку постоянно носить с собой нагрудный таймер. «Я нахожусь в истерике, когда не могу посмотреть, который час. У меня помимо футбола вообще не бывает времени».

Вот только ни в «Катании», ни в аргентинском «Расинге» добиться успеха они не смогли. Все изменилось со вторым пришествием аргентинцев в «Атлетико». Симеоне и Бургос, как оказалось, станут творцами истории с футбольным сюжетом «Назад в будущее».

Теперь даже на игру Бургос смотрит через будущее: матч против «Хетафе» специалист провел в умных очках Google Glass, отслеживая статистику. Правда, сам Херман сказал, что информации оказывалось слишком много при ограниченном времени, поэтому не всегда получалось успеть что-то усвоить из постоянно меняющихся данных.

Непривычно было и болельщикам видеть футбольного тренера с подобным гаджетом на голове. Но еще непривычнее было увидеть только-только вернувшегося в клуб Бургоса: вместо подтянутого, хоть и заросшего, аргентинца в клуб вернулся 140-килограммовый амбал с короткой стрижкой.

Однако смена имиджа нисколько не помешала работе Бургоса. И хоть как прежде шевелюрой не встряхнуть, главное, что Херман все также мог встряхнуть команду. 140 килограммов? Можно сказать, что приобрел больший вес в клубе. Главное, что с Симеоне они прекрасно дополнили друг друга. «Мы редко спорим, потому что каждый из нас умеет слышать друг друга. При этом мы оба помешаны на постоянном прогрессе. И хоть многим Симеоне кажется излишне эмоциональным, он настоящий мыслитель»

«В каждом из них силен индивидуализм, но при этом они прекрасно работают в команде. Мы одинаково воспринимаем установки и идеи, которые доносит нам как Симеоне, так и Бургос», – скажет Габи в одном из интервью. Из этих слов становится ясно, что роль Бургоса в тренерском штабе «Атлетико» касается не только поддержания боевого настроя команды, но и тех тактических наработок, которые целиком и полностью отдаются в заслугу Симеоне.

Правда, сам Бургос не держит обиды на то, что все признание достается Диего, прекрасно понимая, что в тяжелые для «Атлетико» дни все шишки окажутся на голове Симеоне. Для себя он сделал выбор и теперь по-настоящему счастлив работать в футбольной семье «кольчонерос». «С Диего я ночую и завтракаю чаще, чем со своей семьей. И знаете, я не против». Пожалуй, таким и должен быть идеальный помощник тренера.

Топовое фото: REUTERS/Juan Medina

Источник: http://www.sports.ru/

LEAVE A RESPONSE