спорт

«Русскую мафию придумало ФБР». Кто теперь владеет «Анжи»

«Русскую мафию придумало ФБР». Кто теперь владеет «Анжи»

Владислав Воронин – о бизнесмене, заменившем Сулеймана Керимова.

Этой зимой самый неспокойный клуб России – «Анжи» – снова шумит. Сначала объявили о новой смене курса и вынужденной распродаже ведущих игроков, а в среду стало известно, что Сулейман Керимов передал права на клуб другому дагестанскому бизнесмену Осману Кадиеву. Структуры Керимова взяли на себя все прежние долги «Анжи», остальные условия сделки не раскрываются.

Точно известно только одно: при Кадиеве в составе «Анжи» будет гораздо больше дагестанских футболистов. «Кадиев выразил готовность развивать потенциал футболистов из Дагестана, который не мог быть полностью раскрыт в предыдущих форматах работы «Анжи», – отмечается в заявлении клуба.

От продажи сахара – к ФБР

Осману Кадиеву 57 лет, из родного Гумбетовского района Дагестана он уехал еще в детстве. Окончил рязанский спортивный интернат и поменял 5 или 6 институтов. Это непостоянство Кадиев объяснял скукой: «Мне становилось неинтересно, и я бросал».

Бизнесом Кадиев заинтересовался на старте перестройки. Он торговал компьютерами, цветами, одеждой, сахаром. Запускал производство спортивной одежды под брендом Даг-Мос, но позже отказался от этого проекта, так как не мог конкурировать с Nike и adidas. В 1992 году Кадиев переехал в США, где запустил несколько проектов – наиболее успешной стала поставка шин в Армению и Грузию, благодаря которой Осман уже в 1994-м стал долларовым миллионером.

Постепенно у Кадиева возникли проблемы с ФБР. Бизнесмена объявили в международный розыск и даже задержали в Болгарии: ему инкриминировали вымогательство и использование поддельных документов на имя Владимироса Крутковского. «Якобы я еще в 90-е вымогал у владельца ресторана в Балтиморе, выходца из России, несколько тысяч долларов. Это смешно! – утверждал Кадиев. – Даже масштабы нелепы. Я был миллионером, жил в Нью-Йорке, водил Rolls-Royce, и вдруг бы мне взбрело в голову ехать в Балтимор из-за каких-то тысяч».

Суд по делу Кадиева проходил в Болгарии, во всех трех инстанциях был вынесен оправдательный приговор. Несмотря на это, Османа продолжали называть одним из лидеров «русской мафии в США» – после Вячеслава Иванькова (Япончика) и Александра Бора (Тимохи). Кадиев все обвинения опровергает. «Русскую мафию придумало ФБР», – сказал он в 2006 году. Как отмечает BBC, уголовное дело Кадиева под номером 00-CR-00246 в суде Южного округа Нью-Йорка по-прежнему открыто. 

В России дела Кадиева шли даже лучше. Во времена управления махачкалинским «Динамо» в середине нулевых он рассказывал: «Я являюсь соучредителем нескольких казино в Москве, Краснодаре, Ростове, Ставрополе и некоторых других городах. И совладельцем судоходной компании, которая зарегистрирована на Мальте. Так что миллионы долларов на «Динамо» я трачу как патриот. В прошлом году это были 2,6 миллиона долларов, в этом – 4 или больше». 

«Динамо» Махачкала: лучший результат и избиение игроков

Кадиев стал президентом махачкалинского «Динамо» в 2001 году. При нем команда вышла в первый дивизион и поднялась там до пятого места, в Кубке России «Динамо» пробивалось в 1/8 финала. «У нас была великолепная команда, в стартовом составе которой были шестеро дагестанцев. При мне Камиль Агаларов начал играть в 16 лет, когда мы шли на первом месте в первом дивизионе, – рассказывал Кадиев. – А сегодня я не вижу ни одного футболиста из Дагестана, который мог бы играть в премьер-лиге и у которого есть рост».

Однако в первую очередь Кадиев запомнился в «Динамо» жуткими скандалами.

В 2005 году Кадиев, недовольный судейством в первом тайме матча с «Луч-Энергией», громко крикнул арбитру Марату Галимову: «Я убью тебя в перерыве». После свистка он беспрепятственно прошел в судейскую комнату в сопровождении автоматчиков. За это владельца «Динамо» оштрафовали на 5 тысяч рублей.

В том же году – прямо в перерыве матча в Махачкале – было совершено нападение на игроков «Кубани»: неизвестные ударили Любомира Кантонистова и Константина Зуева, еще нескольким футболистам угрожали расправой. При этом служба безопасности «Кубани» не была допущена в подтрибунное помещение. По словам бывшего гендиректора краснодарского клуба Максима Ремчукова, Кадиев находился рядом с местом нападения.

«Нашего игрока Зуева ударили на выходе с поля, на меня люди из окружения президента «Динамо» Кадиева в подтрибунном помещении бросались, руки распускали… Им, видите ли, не нравилось, как я играю! Кто-то в область живота удар нанес», – рассказывал Кантонистов.

Пресс-атташе «Кубани» Валерий Кондратенко в интервью «Южному репортеру» заявил, что это нападение не было единичным всплеском эмоций: «В «Динамо» постоянно избивают приезжих футболистов, об этом знают все, в том числе Толстых. Обратиться в полицию? Не смешите меня! Милиционеры разбегаются от одного только взгляда Кадиева. Его там все боятся».  

Осман Кадиев опроверг всю информацию об избиении: «Никто футболистов «Кубани» не бил. Возможно, была толкотня. Это ведь было не такое сильное воздействие, что игроки не могли участвовать в матче. На пленке ведь видно, что игрок «Кубани» даже не дал сдачи после удара. Гости вообще вышли на второй тайм на минуту раньше нас! И забили после этого два гола! Я лишь высказал – да, в достаточно грубой форме – претензии игроку «Кубани» Кантонистову. Абсолютно согласен, что мне нечего было делать в подтрибунном помещении в перерыве матча, и я готов понести за это наказание».

Кадиева действительно наказали. «Динамо» обязали провести 4 домашних матча на нейтральном поле, а самого Османа отстранили на один год от выполнения официальных обязанностей. То есть он не мог появляться в подтрибунном помещении или раздевалке «Динамо».

Примерно через полтора года «Динамо» лишилось профессиональной лицензии, не выполнив требования ПФЛ по документам. Кадиев публично заявлял, что таким образом Николай Толстых мстил ему за публичное сопротивление. Бизнесмен был единственным, кто выступил против Толстых на выборах президента ПФЛ. «Такие вещи, как вы понимаете, он не забывает. Это обычное чувство мести с его стороны. После выборов, затаив обиду на меня, он прилюдно сказал: «Я похороню этот клуб». В этом у него большой опыт».

Махачкалинское «Динамо» по-прежнему существует только на любительском уровне. Кадиев, по данным «Новой Газеты», пытался помешать избранию Николая Толстых на пост президента РФС в 2012 году: он поддержал Сергея Прядкина.  

Молдавский футбол вместо российского 

Лишившись махачкалинского «Динамо», Кадиев временно покинул российский футбол. В 2007-м он стал владельцем молдавского клуба «Нистру» из города Атаки – это районный центр на молдавско-украинской границе с населением около 10 тысяч человек. 55 процентов акций клуба обошлись ему примерно в 2 миллиона долларов.

Вложиться в молдавский футбол Кадиева попросил его давний знакомый Василий Трагира – мэр Атак и президент футбольного клуба. «И еще мне надоело иметь дело с российскими функционерами в лице Толстых и некоторых других руководителей», – так бизнесмен объяснил свой необычный выбор.

Кадиев поднял зарплату игрокам и вдвое увеличил бюджет «Нистру» – согласно плану, он должен был составить около миллиона долларов. Осман также хотел построить загородную базу за 3 миллиона долларов. Были и спортивные амбиции: «В следующем сезоне не получится, а вот через год мы собираемся стать чемпионами страны».

Правда, все быстро разрушилось. Лучшим достижением «Нистру» так и осталась победа в Кубке Молдовы-2005. Из-за затяжных финансовых проблем клуб снялся с чемпионата в 2013 году и погрузился во мрак любительского футбола.

«Терек»: друг Алханова, угрозы Гвардису

Уже в 2008 году появилась информация о возвращении Кадиева в российский футбол. По данным «Южного репортера», бизнесмен стал кем-то вроде консультанта «Терека». Он не получил официальной должности, но часто помогал функционерам клуба советами: «Он учит, как выжимать из футболистов максимум того, на что они способны, и даже больше», – отмечал источник издания.

Косвенным подтверждением активности Османа Кадиева в «Терека» считалось назначение Леонида Назаренко главным тренером и Павла Стипиди – спортивным директором (оба до этого работали в махачкалинском «Динамо»). Павел Стипиди все опровергал: «Кадиев никакого отношения ни к финансированию, ни к функционированию, ни к управлению «Тереком» не имеет. Он просто болельщик. И большой друг министра спорта Чечни и вице-президента «Терека» Хайдара Алханова».

В течение 2008 года Османа Кадиева несколько раз замечали на матчах «Терека». Как отмечал «Советский спорт», он был в судейской комнате во время матча «Терек» – ЦСКА в 2008 году. Главный судья той игры Александр Гвардис рассказал, что после первого тайма на него оказывали серьезное психологическое давление. Этим занимались как раз Хайдар Алханов и некий Осман.

«Человек непростой – сужу по тому, как легко и беспрепятственно он прошел сквозь все кордоны и оказался в раздевалке», – рассказал Гвардис о человеке, похожем на Кадиева.

Разговор с таинственным спутником Алханова Гвардис пересказал так: «Что ты судишь? Все видят, и я вижу… А ты не видишь? Да мы тебя достанем! Не здесь, так у тебя дома…» И далее в том же духе». 

По итогам этого дела КДК оштрафовал «Терек» на 500 тысяч рублей.

Где еще слышали о Кадиеве

1. В «Волге» и «Крыльях Советов»

«Когда были критические моменты в «Волге» и «Крыльях Советов» и меня просили помочь этим клубам, я в первую очередь рекомендовал пригласить туда тренера Гаджи Муслимовича Гаджиева».

2. Помогал футболисту Андрею Стрельцову

«Рубин» мне должен был сто пятьдесят тысяч долларов. И отказывался отпускать в другой клуб. Я предложил им: «Оставьте эти деньги себе, но дайте мне уйти». Меня из Казани вытаскивал Осман Кадиев, президент махачкалинского «Динамо», он был правой рукой Япончика. Договорились там как-то через бандитов, чтобы меня отпустили из «Рубина». Этот Осман дружил с президентом латвийского «Динабурга», куда я поехал набирать форму после травмы. А потом попал в «Анжи» (из интервью Sports.ru).

3. Мог заняться футболом в Анапе

«Мэр Анапы предлагал мне приобрести местный «Спартак» и вдобавок давал еще 100 гектаров земли на побережье (из которых 50 можно было использовать в коммерческих целях, а остальные 50 — оставить себе). Но вы сами представьте: я приезжаю со «Спартаком» в Махачкалу обыгрывать «Анжи» или «Динамо». Для меня это невозможно. Может, я слишком прямолинейно понимаю слово патриотизм, но я дагестанец».

Что думает об «Анжи» и дагестанском футболе 

Инвестиции Керимова были неоправданными

«Одну-две звезды надо было приглашать, но не затухающих. Дагестанские футболисты в профессиональном плане роста не имеют. У «Анжи» свои задачи в премьер-лиге, а дагестанские футболисты… Если честно, я уже устал в Москве устраивать наших ребят то в один клуб, то в другой, то в академию какую-нибудь. Люди, занимающиеся «Анжи», — это большие бизнесмены, большие люди, я им благодарен даже за то, что они показали Дагестану цвет мирового футбола. Так что я готов к любому разговору с ними, но только не готов работать с такими людьми, как Ткаченко. Не воспринимаю таких людей и не вижу в дагестанском футболе место людям, подобным ему. А с другими — с удовольствием».

Как нужно формировать состав

«Я не вижу смысла пачками привозить тех, кого не выбрала Европа. Российские селекционеры готовы шерстить Европу, Африку, Южную Америку, ездить за игроками куда угодно, хоть к черту на кулички, только не в родную глубинку».

Глобальная цель

«Мне очень хочется возродить «Динамо», объединить весь футбольный Дагестан – будь то, «Анжи», «Дагдизель», «Хасавюрт» или другие клубы – и вместе двинуться вперед».

8 жизней «Анжи»

Фото: vk.com/fc_anji_ru; РИА Новости/Руслан Кривобок, Юрий Стрелец, Сергей Расулов, Саид Царнаев, Саид Гуциев

Источник: http://www.sports.ru/

LEAVE A RESPONSE