спорт

Раньери уволен. Что случилось с «Лестером»?

Раньери уволен. Что случилось с «Лестером»?

Никита Киселев и Вадим Лукомский – о том, почему закончилась сказка.

13 февраля. Клаудио Раньери: «У нас две проблемы. Мы пропускаем и не забиваем». Что ж, «Лестер», прошлогодний чемпион, уже пропустил сильно больше, чем в прошлом сезоне, не забивает больше 10 часов, проиграл 5 матчей подряд и всего на 1 очко опережает «Халл» из зоны вылета. 

23 февраля. Клаудио Раньери уволен после поражения от «Севильи» в Лиге чемпионов. 

Для букмекеров ничего удивительного не случилось. Положение у «Лестера» очень грустное, сам Раньери был фаворитом на отставку. Но сейчас? В Испании английский чемпион был плох и тем не менее сумел привезти обнадеживающие 1:2. С голом наконец-то забившего Варди. Верилось, что это может стать переломным моментом. Не станет. 

Что пошло не так?

Стиль Раньери не для команд под давлением

Зима принесла Клаудио Раньери награду лучшему тренеру 2016 года, включение в Зал славы итальянского футбола и увольнение.

Все в стиле «Лестера». Когда здесь что-то было пропорционально и размеренно?

Изначально руководство выступало с поддержкой Раньери: «Все в клубе признают, что выступления команды требуется улучшить. Но беспрецедентный успех последних сезонов основывался на стабильности». Итальянец поблагодарил владельца и пустился в рассуждения о футболе и жизни: «Я понимаю футбол. Футбол устроен так, что ты бог, когда выиграл три матча, но после трех поражений тебя увольняют. Сейчас вокруг много акул, а я виндсерфер».

Самое плохое – это не разговоры. Самое плохое – экстренные меры Раньери не работали (повод перечитать тактический пункт). Не в пользу Раньери было и воскрешения соседей по подвалу – сменившие тренеров «Халл» и «Суонси» ожили и потянулись вверх.

Пол Клемент, при котором «Суонси» выиграл 4 матча из 6, поддерживал Раньери: «Когда он успел стать врагом государства номер один? Я не понимаю. Разговоры экспертов о возможном сменщике Раньери, разговоры игроков с президентом – это неприемлемо».

Но важнейшими словами, прозвучавшими в пресс-центре «Либерти Стэдиум», было признание Раньери: возможно, он простил и дал слишком много шансов своим звездам. 

Была еще одна проблема.

Принято считать, что стиль руководства Раньери не очень хорошо подходит для команды под давлением. Рассуждения из автобиографии Фрэнка Лэмпарда: «Даже когда Раньери только пришел в клуб, мы пытались публично говорить о победе в премьер-лиге, хотя квалификация в Лигу чемпионов была более реалистичной целью. Раньери, однако, этого не принимал, постоянно делая акцент на качестве игры, а не на результатах и амбициях. Даже перед отдельными матчами он подчеркивал, что то, как мы сыграем важнее всего и важнее результата. Иногда он ставил цели, но они были очень скромными, что вводило меня в ступор. Например, если мы заканчивали сезон 6-ми, то он призывал нас подняться на 5-е место в следующем сезоне. Если к середине сезона все складывалось очень хорошо, он мог пересмотреть эту цель, но лишь слегка. Раньери никогда не скажет: «Так, мы должны выиграть чемпионат. Мы должны выиграть каждый матч». В его словаре просто нет таких фраз. Осторожность – его все. Он был помешан на постепенном прогрессе. Он не хотел обременять игроков или себя большими ожиданиями».

Для команды без ожиданий, которую уверенностью зарядила порция безумных (пожалуй, не всегда заслуженных побед на старте) побед на старте, стратегия Раньери была идеальной, а фраза «наша цель – 40 очков», которую итальянец повторял, пока она не стала мемом, лишь напоминала, насколько уникально выше головы прыгал «Лестер». В обратной ситуации – нефарт на старте и намного более серьезные ожидания вокруг команд – эта стратегия и даже эта же фраза, наверняка, стали влиять на игроков «Лестера» так как в свое время на Лэмпарда – «вводить в ступор».

Ожидания и давление. Похоже, это уже не самая крутая банда в мире

В прошлом сезоне нас действительно интересовало, какой пиццей угостит Раньери игроков, как только «Лестер» проведет первый «сухой» матч, и советовали пепперони. В каждом разговоре мы вставляли «дили-дон». По-настоящему расстраивались, что нас не захватили на костюмированную тусовку в Копенгаген, но не теряли надежды получить приглашение на Варди-пати. Завидовали парням, которым был обещан уик-энд в Лас-Вегасе, и просто хотели увидеть великий чемпионский парад с крыши автобуса, стоя рядом с Клаудио Раньери, Риядом Марезом и Дэнни Дринкуотером. Желательно под Fire от крутых Kasabian.

Нет сомнений, провести время с той бандой было бы лучшим приключением в вашей жизни. «Лестер» переписывал историю и делал это самым кайфовым образом – вместе. Они могли вообще все. Им было плевать на все устои.

… «Мы команда, которая испытывает проблемы с уверенностью в себе», – сказал Каспер Шмейхель после домашнего разгрома от «Манчестер Юнайтед». В эфире Sky Sports вратарь (который взял на себя роль того, кто говорит, когда все молчат) призвал каждого прибавить. Иначе – вылет.

«Мы не были лучшей командой, но каждому из нас хотелось сделать что-то для другого. К тому же большинство из нас ничего не выигрывало раньше, нам хотелось показать миру, что мы достаточно хороши. Мы выиграли чемпионат буквально из ничего, и все сошли с ума. Три недели мы тусовались, а затем настало время возвращения – уже с еврокубками и вновь с датской Суперлигой. Мы начали ротировать состав, чтобы потянуть все турниры, и нам, вероятно, показалось, что мы лучше, чем есть на самом деле», – это не строчки из будущей автобиографии Шмейхеля-младшего. Это монолог игрока сенсационного сельского «Херфельге», выигравшего чемпионат Дании в 2000 году и рухнувшего в низший дивизион уже на следующий сезон. Главной проблемой, по мнению Бо Хенриксена, были завышенные ожидания, не соответствующие статусу мелкого клуба. Когда команда посыпалась, давление на тренера оказалось слишком большим. Это ударило и по раздевалке: «Мы должны были еще больше тренироваться, мы не могли, как раньше, играть в карты или рубиться в PlayStation».

Тему ожиданий и изменения отношения к выскочкам в ином разрезе продолжает тренер «Лидса» Говард Уилкинсон (титул-92 и финиш в 2 очках от зоны вылета через год): «Со старта сезона каждый в лиге считал: «Мы играем дома против чемпиона и мы обязаны обыграть их». Мы не выиграли ни одного гостевого матча» (в последний раз вне «Кинг Пауэр Стэдиум» «Лестер» побеждал в апреле).

Как бы это ни звучало в 2017-м, огромная часть феномена «Лестера» – крышесносящая атмосфера, ощущение непобедимости и культ обожания. Полтора десятка мужчин, большая часть которых была выброшена прежними клубами на обочину, собрались в одном месте и провели лучшие 10 месяцев карьер. На этот раз все, абсолютно все пошло не так с самого начала – в первом туре «Лестер» проиграл полуживому «Халлу». Причин для радости и праздничного настроения нет и не было.

И Шмейхель, и Раньери постоянно напоминали: сказочный сезон 2015/16 закончен, нет смысла думать о прошлом. Но просто представьте, каково это: вчера у тебя получалось все, неожиданно для самого себя ты король мира; сегодня – не получается ничего. 

Нет Канте

«Челси» купил Канте, потому что он играл за двух игроков в прошлом сезоне. Судья мог насчитать только 11 игроков, но на деле нас было 12», – сказал летом Раньери. «На самом деле мы играем с тройкой, а не двойкой полузащитников. Дэнни Дринкуотер в центре и Канте по каждую сторону от него», – восхищался открывший француза Стивен Уолш.

В каком-то смысле важность Канте искусственно преувеличивают, незаслуженно игнорируя то, насколько хороша была оборонительная компактность «Лестера» в целом; сколько моментов соперники создавали, но не всегда забивали, даже с Канте на поле; как сильно упала работоспособность Мареза. Записывать каждый удар соперника в сторону ворот «Лестера», в котором так или иначе провалилась опорная зона, в «нехватку Канте» – ленивый и неполноценный метод анализа. Но отрицать наличие этой нехватки невозможно.

Не помогает отсутствие четкой замены. На позицию претендуют знающий систему «Лестера», но не подходящий по качествам Кинг, приходивший в клуб в статусе замены и мигом травмировавшийся Менди и проведший больше всех матчей в роли Амарти. Чтобы распознать слабости последнего, не нужно вообще что-то понимать в тактике, достаточно просто 5 минут понаблюдать на его ленивые пробежки трусцой. Едва ли вам попадется больше пары эпизодов, в которых он переключается из этого режима.

Тактические эксперименты

Продвинемся дальше спасибокэпского вывода «Амарти не Канте». Это лишь один пункт в цепочке событий, который вынудили Раньери отказываться от схемы 4-4-2 и тасовать состав. «Взаимодействие всех атакующих игроков без мяча очень важно. Если нападающие не помогают Дринкуотеру и Амарти или если вингеры не помогают поддерживать компактность, возникают трудности», – справедливо замечал итальянец.

Типичная проблема «Лестера»-2016/17 в позиционной обороне:

1. Марез недорабоатывает. 2. Опорники, Дринкуотер и Амарти, вынуждены страховать фланг. 3. Амарти не хватает тактической выучки и мобильности, чтобы компенсировать смещение Дринкуотера.

Проблемы с обороной флангов «Лестером» многократно разбирались в тактических разборах блога и вынудили Раньери отойти от привычной схемы. Он перепробовал 4-4-2 ромб, 3-5-2, 4-2-3-1 и 4-3-3. «Я пытался помочь игрокам в последних матчах, поэтому сменил привычную схему. Против «Челси» я использовал 3 центральных защитника. С «Саутгемптоном» играл с ромбом в полузащите. Но это вылилось лишь в нехватку понимания систем. Я совершил ошибки – это моя вина», – откровенничал недавно тренер.

Нереальный контраст с прошлым сезоном, где итальянец лишь пару раз отходил от 4-4-2 – как правило, на 4-3-3 в больших матчах, где требовалась плотность в центре. Где-то тут можно вспомнить, что за всю прошлую кампанию у «лис» не было серьезных травм, а, играя с несерьезными, Варди бил бомбардирские рекорды.

Это не сезон Варди и Мареза

При всей выстроенности системы и наличии Канте прошлогодний «Лестер» остался бы средней командой, если бы не магия (достало словечко, правда?) Рияда Мареза и Джейми Варди. Нынешний сезон для главных звезд команды превратился в нескончаемый просто-не-день-Бекхэма.

Мы точно не можем сказать, что произошло. Способен ли 30-летний Варди на хоть что-то отдаленно похожее и надо ли ему было уходить в «Арсенал»? Снизил ли Рияд Марез требования к себе? (Мартин Киоун считает, что да, и называет передвижения алжирца ленивыми). Раньери утверждал, что на Мареза теперь смотрят совершенно иначе, «все понимают, что перед ними – лучший футболист Африки, каждый стремится его прибить». А еще добавляет, что лучшего Мареза можно видеть в европейских матчах: «Наверное, ему просто надоели мои «дили-дон», а музыка Лиги чемпионов пробуждает его».

Это три абзаца не о причинах кризиса лидеров. Эти три абзаца о том, что нам снова хочется видеть, как Варди врывается в свободную зону после дальнего заброса и как Марез смещается с фланга и крутит под дальнюю штангу. Сегодня уже не повторяющаяся каждые выходные картина, а самый настоящий эксклюзив. 

Календарь (и удача)

Результаты оказывают даже более внушительное влияние на формирование атмосферы, чем управленческий стиль. В этом смысле календарь – одна из самых недооцененных и важных причин провала «Лестера». Например, после 8 туров «Лестер» находился на 13-м месте с 8 очками в 2 баллах от зоны вылета, но набрал лишь на 4 очка меньше, чем в аналогичных встречах прошлого сезона (было бы на 1 очко, если бы не жуткий нефарт в стартовом матче с «Халлом»). Проще говоря, стартовые встречи этого сезона настолько были неудобными, что даже прошлогодний «Лестер», вероятно, не сумел бы в них разогнаться и обрести нужную для борьбы за титул уверенность.

На старте даже казалось, что команда справляется неплохо в условиях трудного графика, но постепенно на фоне плачевных результатов начало падать качество игры. В прошлом году все было наоборот – «Лестер» играл посредственно на старте (их показатели были похожи на статистику «Астон Виллы»), но набирал очки (за счет везения и соперников, против которого его было достаточно).

И совсем грустно из-за того, что с Лигой чемпионов «лисы» лишились возможности готовиться к матчам в очень важном для них недельном цикле. «У нас вообще нет выходных. После игры в субботу, мы проводим восстановительную тренировку в воскресенье, а во вторник нам уже снова играть», – рассказывал Варди осенью.

Тактика соперников

Говорить, что в прошлом сезоне соперники оставляли «Лестеру» пространство для контратак, а сейчас внезапно перестали – жуткое упрощение, но такой эффект присутствует. «Надеюсь, соперники по ЛЧ не потратят так много времени на просмотр наших матчей, как команды премьер-лиги. В таком случае мы сможем преподнести сюрприз-другой», – подчеркивал Варди.

После недавнего матча Жозе Моуринью сказал: «Мы начали с двумя линиями по 4 игрока, чтобы обеспечивать оборонительную стабильность. Наши вингеры располагались глубже и ближе к центральным полузащитникам. Мы не хотели оставить «Лестеру» пространство, особенно когда увидели Варди, Мусу, Мареза и Окадзаки в составе». Во всех трех играх с «Лестером» (суперкубок и 2 в АПЛ) команда Моуринью проводила на своей трети поля больше времени, чем соперник, то есть играла низким блоком, что несвойственно «Юнайтед» в целом по сезону. Вообразить подобное в прошлой кампании было нереально.

При этом во второй половине прошлого сезона соперники часто парковались, лишая «Лестер» пространства. Но команде Раньери удавалось побеждать в таких матчах: 1) за счет умения не пропустить первыми; 2) смелых замен Клаудио ближе к концовке; 3) магии атакующих лидеров Мареза и Варди; 4) бешенной уверенности.

Итого: в прошлом чемпионате выступало два «Лестера». В первой половине сезона безумная и фартовая банда, успехи которой невозможно перенести в долгосрочную перспективу (потому что удача – их значительная часть). Во второй – оборонительная машина с образцовой компактностью и победами 1:0. Это возможно было повторить, но оборонительный баланс был нарушен.

И, да: еще одна напоминалка, что такой кризис – всегда сочетание проблем и одну нельзя переоценивать. Нынешний «Лестер» так плох, что проигрывает даже удобные их стилю матчи. Например, недавний с «Бернли» – соперник больше владеет мячом (60 на 40), оставляет пространство (32% действий на трети «Лестера», только 23% – на трети «Бернли»), большую часть матча держатся 0:0. Но перед тем, как «лисы» превратились в абсолютно ужасную команду, стиль соперников создал им дополнительные проблемы.

Трансферы – мимо

Мы уже могли забыть, но летом 2015-го «Лестер» дал трансферный мастер-класс. В клуб пришли Кристиан Фукс, Роберт Хут (на постоянной основе после аренды, Нголо Канте и Синдзи Окадзаки – то есть почти треть чемпионского состава. Не очень весело получилось лишь с Инлером – вместо предполагаемой замены Камбьяссо вышло «сорри, я не смотрю «Лестер», почему он не играет?».

Неудачная (как пока вырисовывается) закупка нынешнего лета совпала с уходом в «Эвертон» гуру скаутинга Стивена Уолша. Его наряду с Канте Каспер Шмейхель называет главной потерей клуба. Из подписанных чемпионом Англии игроков в основе по-настоящему осел лишь многомиллионый Слимани. Лучшим моментом Ахмеда Мусы пока остается дубль «Барселоне» в межсезонье, а Бартош Капустка – один из самых бодрых молодых людей скучного Евро – не продвинулся дальше скамейки запасных. Менди, в котором мир увидел нового Нголо Канте, дал понять, что он кто угодно, но не Канте (по манере игры), а потом травмировался.

Вам тоже кажется, что все пошло не по плану?

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: REUTERS/John Sibley, Darren Staples; Gettyimages.ru/Alex Livesey, David Ramos, Clive Brunskill; globallookpress.com/imago/BPI

Источник: http://www.sports.ru/

LEAVE A RESPONSE