спорт

На чемпионате мира – 48 команд. Это хорошо или плохо?

На чемпионате мира – 48 команд. Это хорошо или плохо?

ФИФА снова творит революцию — с 2026 года на чемпионат мира будут приезжать 48 команд – вместо нынешних 32. Многие детали еще неясны – а Джанни Инфантино не торопится рассказать все детали реформы, – но главное решение уже принято. Теперь осталось понять, хорошо это или плохо.

ХОРОШО

Роман Мун, редактор Sports.ru

Интересно, люди, которые кричат, что ЧМ станет невозможно смотреть, хорошо помнят 2014-й? Команд было 32, на качество игры все ругались: Бразилия играла в костоломный футбол, Аргентина забила 1 гол в 3 последних матчах, Голландия приехала обороняться, и даже Германия была совсем не такой веселой, как в 2010-м. Унылых матчей на ЧМ всегда было много, количество сборных и качество турнира друг с другом не связаны, потому что проходные игры группового этапа лично вы можете тупо не смотреть, а крутые вывески сами по себе зрелища не гарантируют.

Вообще последние лет 20 чемпионат мира – это не про качество футбола и не революционные тренерские идеи. Все это надо искать в клубных турнирах, а от турниров сборных хочется драм и крутых историй, которые на последнем Евро подвезли Венгрия, Уэльс и Исландия. Чем больше будет команд, тем больше будет экзотических персонажей, мощных околоспортивных сюжетов и выскочек-андердогов. И чтобы узнать о них, никому не надо мучить себя матчами типа Северная Корея – Иран, медиа и соцсети вам все разберут и выложат в максимально сжатой и доступной форме.

Самое же странное, что от решения ФИФА так напряглись в России – стране, чья сборная без расширения будет играть только на тех ЧМ, которые проходят у нее дома.

ПЛОХО

Юрий Дудь, главный редактор Sports.ru

Аргументов, почему сегодня был нанесен могучий удар по мировому футболу, у меня столько же, сколько участников в каждой группе чемпионата мира-2026. Три.

Первое – конкуренция. Из-за увеличения числа команд ФИФА получит 640 млн долларов, которые направит на развитие футбола? Мои хорошие. По-моему, футбол развивает конкуренция, а не дополнительная пара миллионов кристально честным федерациям Белиза, Вьетнама, Албании и России. Если на чемпионат попасть нелегко – это конкуренция. Если в полтора раза проще – не уверен.

Второе – разгул оборонительного футбола. Если из всех этих многочисленных, но микроскопических групп и правда будут выходить сразу две команды, то две ничьи фактически гарантируют проход дальше. Жду новую волну тренеров, которые заковывают свои команды в панцири и ждут финального свистка где-то между своей штрафной и центром поля. Обученные, крепкие, стальные защитники нужны, но очень хочется, чтобы их на поле было четыре-пять, но никак не в два раза больше. А, ничьи на групповой стадии отменят и будут назначать серию пенальти? Мне казалось, что я пишу сейчас не про хоккей – извините.

Третье – чем больше развлечений плодит современность, чем больше деревень, станиц и хуторов накрывает интернет, тем короче становится дистанция между простым человеком и звездой и тем меньше в мире остается действительно особенных событий. Это не хорошо и не плохо – это просто надо знать и это надо учитывать. Чемпионат мира по футболу долгое время оставался таким особенным – редкий и концентрированный фестиваль самого популярного спорта планеты с более или менее жестким фэйс-контролем на входе. Он доставлял поводы поворчать, но более или менее все знали: там собираются самые-пресамые, этого стоит ждать долгих четыре года. Особенного тренера мы уже потеряли. Особенный турнир, видимо, тоже.

ХОРОШО

Андрей Санталов, редактор Sports.ru

У меня ровно два аргумента. Сколько было участников первого чемпионата мира в 1930-м? 13 сборных. Прошло время – и во Францию в 98-м приехали уже 32 команды. Много сейчас недовольных? Уровень футбола растет и будет расти (с этим, надеюсь, никто не будет спорить), так зачем ограничивать финальный турнир от хороших команд? Больше мест на ЧМ – больше интересных сборных. Возможно, недовольных было бы меньше, если бы количество команд увеличили до 40 – мы уже привыкли к шагу в 8 сборных. Но 40 команд – это слишком неудобно: как их разбить по группам? Отсюда и число 48.

Понятно, что на нынешнюю ФИФА надежды мало, и большинство лишних мест, скорее всего, отдадут Африке и Азии. Но представьте, что было бы, если от Европы на турнир в 2026-м поехало бы 20 европейских сборных вместо нынешних 13? Разве не ругались все мы на существующие и ныне квоты? Разве нам не хотелось увидеть больше команд из Южной Америки? При расширении до 48 команд есть шанс исправить несправедливое представительство среди континентов. Осталось только не упустить его.

ПЛОХО

Влад Воронин, редактор Sports.ru

Ровно год назад, баллотируясь в президенты ФИФА, Джанни Инфантино хотел видеть на чемпионате мира 40 команд. Сегодня турнир официально раздули до 48 сборных, и у меня всего один вопрос: хоть кто-то понял, что это было? За год – ни одного доклада о том, зачем вообще нужно расширение (мы слышали только общий довод «Больше денег, больше охват телеаудитории»). Ни одного объяснения, почему 48 участников, а не 40. Никто еще даже не решил, сборных с каких континентов теперь будет больше. Разве так принимают важнейшие решения?

Но это еще ничего – страшнее другое. Согласно предположению Sky Sports, на чемпионаты мира теперь будут летать по 4 дополнительные сборные из Африки и Азии. Казалось бы: как здорово, новые страны, популяризация футбола, новые таланты и другие прекрасные чиновничьи тезисы, но давайте посмотрим, что это будут за сборные. В квалификации ЧМ-2014 в Азии ближе всего к выходу замерли Иордания, Узбекистан, Катар и Оман; в Африке – Сенегал, Эфиопия, Тунис и Буркина-Фасо. При новой системе все они поехали бы в Бразилию, где мы и так очаровались блистательным Алжиром, который просочился через конкуренцию в квалификации и показал, что в Африке есть достойные команды. Зачем разбавлять качественное зрелище? ФИФА не объясняет.

Раздуть чемпионат на ровном месте – это путь деградации. Путь эволюции – придумывать новое и мыслить творчески. Хотя бы как в хоккее, где на Кубке мира феерили сразу две нестандартные команды: сборная молодых звезд Северной Америки (в группе набрала столько же очков, сколько Россия) и сборная Европы (вышла в финал). По этой модели из всех симпатичных команд, которые не пробиваются на чемпионат мира, легко можно собрать классные сборные – Европы, Южной Америки, Африки, Азии.

И это будет гораздо зрелищнее матча Голландия – Эфиопия. 

Фото: REUTERS/Kai Pfaffenbach; Gettyimages.ru/Valeriano Di Domenico, Cameron Spencer, Feng Li

Источник: http://www.sports.ru/

LEAVE A RESPONSE