«Мне нечего скрывать: я кормлю семью в долг». Футбол в провинции погибает
Футбол в русской провинции при смерти: чуть ли не каждый второй клуб ФНЛ и ПФЛ испытывает финансовые проблемы. В отдельных случаях зарплаты не платят по полгода и больше. Роман Мун пообщался с теми, кому тяжелее всего.
«Луч-Энергия»
Приключения «Луча» – одна из главных историй зимнего перерыва в премьер-лиге. На сборах в Турции команду за неуплату чуть не выселили из гостиницы; рассказывали, что руководство предложило игрокам добираться домой за свой счет. Потом выяснилось, что игроки решили бойкотировать сбор, если зарплату так и не дадут. Еще одна история – трансфер защитника Грицаенко в «Амкар». Представители «Амкара» сказал, что пермский клуб не может завершить переход, потому что руководство «Луча» не выходит на связь. За гостиницу в итоге заплатили, билеты на самолет клуб купил, а Грицаенко вроде как договорился с «Краснодаром», но денег все еще нет.
Илья Михалев, футболист
– Нам должны за четыре месяца зарплату. Сейчас команда тренируется в штатном режиме, новостей нет. Как я понимаю, последняя ситуация такая: если до 25 числа не дают деньги, команда будет бойкотировать сборы. Сейчас нам не выплатили просто ни копейки. Ни премиальных, ни зарплат. Ничего нет, абсолютно ничего. У Димы Голубева было серьезное повреждение, порядка недели не могли найти страховку. Ему не могли сделать МРТ. Единственное, нам купили билеты со сборов и на сборы.
На старой базе правда отключили свет за неуплату. Хотя я конкретно не знаю ситуацию. В интервью руководители наши сказали, что через день обратно включили. Или вот, допустим, мы добирались на второй сбор. Нам купили билеты, по которым из Внуково мы летели через Стамбул, а из Стамбула – в Анталию. Пересадка утром, ночь никто не спал. Поэтому добирались не три-четыре часа, а 15. Лично я из своего города, где живу, добирался около 29 часов.
Хорошо тем, кто до этого играл в клубах, где была стабильная финансовая ситуация. Я, допустим, уже достаточно долго живу в долг. Мне нечего скрывать, я кормлю семью на деньги, которые мне приходится занимать у друзей, которым платят. Я не вижу в этом ничего зазорного. Я четыре месяца без зарплаты, если бы я не занимал деньги, на что мне кормить ребенка, жену, родителей? Сначала занимаешь деньги на ребенка, жену, семью. Потом думаешь о себе.
Позже футболисты «Луча» заявили, что отказались от бойкота сборов. Сегодня Михалев рассказал, что с 27 команда не тренируется. «На игру в Красноярск мы можем тоже не ехать и, скорее всего, не поедем, пока деньги не дадут. Будем бойкотировать до тех пор, пока не выплатят премиальные и зарплаты за 2015-16. Это решение всей команды. Нам ни гендиректор, ни вице-губернатор ничего не отвечают, всем все равно».
«Кубань»
Губернатор Краснодарского края Кондратьев рассказывает, что долг «Кубани» – 2 млрд рублей (50 миллионов из них – «Спартаку» за форварда Обухова). По его словам, когда кто-то (вроде кинопродюсера Мишеля Литвака) хочет дать клубу денег, чтобы заплатить игрокам, кредиторы сразу требуют расплатиться сначала с ними. Кондратьев говорит, что о ликвидации «Кубани» не может быть и речи, но клуб нужно «обнулить».
Владимир Обухов, футболист
– Я продал машину, и друзья помогали. Сейчас все налаживается, выплатили 2 зарплаты, еще должны выплатить зарплату, и в скором времени обещают выплатить все долги. Конечно, игроки мотивированны, в первую очередь мы играем за свое имя. Бойкотировать сбор, как «Луч»? Таких мыслей у нас нет. У каждого своя голова на плечах. Надеюсь, им выплатят и они полетят на сбор.
Что значит руководство экономит за зарплатах и премиальных? Вы так говорите, как будто у руководства лежат миллиарды в сейфе, и они не хотят нам давать зарплату. Все есть: свет, еда, вода. Все необходимое для нормального тренировочного процесса
Не знаю, кто виноват, я всего лишь работник клуба. А кто виноват – судить не мне.
«Орел»
Сокращение бюджетного финансирования оказалось для «Орла» смертельным: команда опустилась в КФК, потеряв профессиональный статус. Болельщики писали письма вице-премьеру Виталию Мутко и министру спорта Павлу Колобкову – безуспешно.
Максим Николаев, футболист
– Футбольного клуба «Орел» в данный момент не существует. Сейчас почти все орловские футболисты уволились. Команда ушла в КФК, будет играть там от института. Я пока не нашел команду, тренируюсь с институтом, играю товарищеские игры.
Средняя зарплата в «Орле» была 15-30 тысяч рублей. Премиальных не было, мы за зарплату играли. У клуба остались долги перед игроками, компенсация. По зарплатам они вроде как расплатились, но из-за того, что они неправильно снялись со второй лиги, Палата решила, что нам должны еще компенсацию за то, что снялись с турнира.
Мы хотели остаться во второй лиге, играть. Там профессионалы, а КФК – любительская лига. О снятии начали говорить в декабре и после праздников сказали, что мы по неизвестной причине не будем играть во второй лиге. Хотя бюджет был. Я слышал, что в Москву было подано заявление, что у «Орла» есть бюджет – кажется, выдали 10 миллионов. Вроде как заявили, что мы можем играть. И тут – бах, нам говорят, что лучше мы с этими деньгами будем в КФК. Что-то напридумали, и видите, как вышло: «Орел» нигде не играет.
«Томь»
В это невозможно поверить, но у «Томи» снова проблемы. Сибирский клуб готовится вылететь из премьер-лиги: большая часть состава распущена, команда планирует доиграть сезон резервистами. При этом долги бывшим игрокам никуда не делись – они рассказывают, что руководство клуба заваливает их обещаниями, но выплат нет.
Антон Коченков, «Локомотив», бывший игрок «Томи»
– Мы ничего до сих пор не получили. Каждую неделю нам говорят, что мы получим их на следующей неделе. Каждый месяц нам говорят, что мы получим деньги в следующем месяце. Мы на контрольно-дисциплинарный комитет уже подавали, какие-то санкции к клубу уже были применены, но они недостаточны, чтобы нам выплатили деньги. Наверное, надо с юристами разговаривать. Хотелось бы, чтобы губернатор Томской области, который является президентом «Томи», обрисовал четкую позицию клуба по бюджету и выплатам. Чтобы нам один раз объяснили, как клуб будет погашать долги. А то мы звоним генеральному директору, который сам, как я понимаю, не знает, когда будут деньги.
Насколько я знаю, все последние выезды «Томь» летала в долг. В профсоюз я не обращался, не знаю, чем он может помочь, честно говоря. Тут РФС и контрольно-дисциплинарный комитет не могут повлиять, могут закрыть заявку максимум. Клуб ее не собирается открывать, они уже смирились, не выплачивают и все. Я пришел в клуб в июле, ушел в декабре. Перед некоторыми игроками, которые сейчас в команде, долг – девять месяцев. С июня ничего не платят. На что они живут, я не понимаю.
Если ты разрываешь контракт с клубом, тебе платят компенсацию – три зарплаты. Футболисты, с которыми я общаюсь, готовы простить эти три зарплаты. Мы готовы пойти на эти уступки, главное, чтобы нам отдали наши деньги.
Я занимал деньги, мои друзья давали. Взял еще кредит в банке. У меня у самого были некоторые обязательства, которые я должен каждый месяц погашать. Соответственно мне приходилось брать в долг. Сейчас у меня ситуация более-менее выравнивается, потому что я начал получать зарплату в «Локомотиве». Начинаю выбираться из долговых ям.
Александр Зотов, гендиректор Общественного профсоюза футболистов России
— Есть ощущение, что провинциальному футболу очень плохо.
– Это не ощущение, это объективная реальность. Посмотрите, сколько клубов перестало существовать за последние 2-3 года, насколько ПФЛ сократилась. Тяжелая ситуация во многих клубах: у большинства клубов ФНЛ, у 90% клубов ПФЛ, у ряда клубов премьер-лиги.
— Раньше клубы управлялись лучше?
– Проблема была и до этого, можно вспомнить «Аланию», «Жемчужину», «Сатурн». Сейчас эта проблема обострилась, потому что сократилось количество денег, выделяемых на профессиональные клубы в регионах. Да и в Москве. Вторая причина – неправильное управление финансами, которые есть в клубах.
— К профсоюзу часто обращаются за помощью?
– Ежедневно. Выясняется у руководства, какие перспективы с оплатой. Если сроки, которые ставит клуб, не выполняются, оказываем юридическую помощь. Заявление в Палату по разрешению споров РФС, претензия в клуб, в отдельных случаях – трудовую инспекцию. По ситуации. Есть клубы, где руководство общается с футболистами. В большинстве клубов, к сожалению, общение странно происходит. Часто руководство просто не выходит на связь с футболистами. Возникают конфликты.
— Можно спасти, например, «Кубань»?
– Да можно везде. Просто везде накоплены уже большие долги и ситуация достаточно сложная. Если есть воля местного руководства – края или города – спасти клуб, это одно. Если принято некое негласное решение, что достаточно одного «Краснодара» и «Кубань» не нужна, никто никого не заставит. Вряд ли даже болельщики смогут собрать деньги, чтобы клуб дальше существовал.
— Все это можно было предвидеть заранее?
– Конечно, ситуацию можно было предвидеть. Мы говорили, что такое растранжиривание денег, надувание пузыря в нашем футболе с трансферами и огромными контрактами, ни к чему хорошему не приведет. Так и произошло. Кризис обнажил все проблемы, недоработки, бездумные траты.
— Ситуация может улучшиться?
– Она должна не столько улучшиться, сколько измениться изнутри. Просто если нефть опять станет 100 долларов за баррель, в футбол опять пойдут большие деньги и все продолжится, это будет неправильно.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; fc-avangard.ru; fcle.ru; vk.com/fckuban_ru; fctomtomsk.ru (5,6)
Источник: