новости

Поезд на мундиаль

В преддверии ЧМ-2018 СМИ заинтересовались безопасностью железнодорожной инфраструктуры, которая во многом зависит от подрядчиков РЖД.

Чемпионат мира по футболу, который пройдет летом в России, — это ответственное имиджевое мероприятие. Неслучайно профильные ведомства и чиновники самого высокого ранга уделяют контролю за его подготовкой особое внимание. В инфраструктуру для проведения мундиаля вкладывались большие средства, контролирующие органы намерены тщательно следить за ценами и качеством услуг, предоставляемых гостям ЧМ-2018. В связи с этим возникает вопрос: а как обстоят дела с транспортом?

Многие болельщики, в том числе российские, поедут на матчи на поездах. Поэтому тема администрирования пассажирских перевозок и обеспечения их безопасности становится особенно актуальной.

Вспомним хотя бы относительно недавнюю историю про то, как группа хакеров Che Burashka взломала пропускную систему на пригородные поезда и массово подделала проездные билеты. Тогда хакеры потребовали у разработчика этой системы — компании «Микротех» — признания в том, что ее продукт имеет уязвимые места и нуждается в модернизации. Разработчики публично никак не отреагировали. Видимо, предполагая, что, несмотря на этот достаточно громкий скандал, щедрые подряды на аналогичные работы все равно продолжат доставаться «Микротеху».

Давайте разберемся, что же это за подрядчик РЖД и как он выигрывает тендеры.

Проанализировав участие в госконтрактах компаниями ООО «Предприятие Микротех» и ООО «ЦТО Микротех», владельцем которых является Ю.А Лукъянов, несложно обнаружить, что подавляющее большинство из них были заключены на условиях «закупка у единственного поставщика», т. е. никакой конкуренции не было. А между тем существует федеральный закон «О защите конкуренции», которого должны придерживаться все организаторы госзакупок.

За 2016 и 2017 годы ООО «ЦТО Михротех» и ООО «Предприятие Михротех» заключили более 30 контрактов с такими «дочками» государственного гиганта, как АО «МТ ППК», ОАО «Центральная ППК», АО «ТД РЖД», АО «Кузбасс-Пригород», ОАО «Кубань Экспресс-Пригород» и многими другими.

На примере одной из многих закупок можно проследить, как «Микротех» получает крупные госконтракты.

Итак, лот № 31603257683 «Оказание услуг по технической поддержке билетопечатающих автоматов» на сумму 18 689 430, 00 руб., размещенный в конце января 2016 года. Причина, по которой конкурс был организован под единственного поставщика услуги, звучит так: «с целью непрерывного обслуживания билетопечатающих автоматов». Так сказано  в распоряжении ОАО «МТ ППК», а значит, по мнению тендерного комитета компании, все было честно.

Как же получилось, что ОАО «МТ ППК» не запланировало этот тендер заранее, не собрало несколько претендентов? Ведь на проведение аукциона (конкурса) и подготовку документации необходимо в среднем 1,5 месяца. И почему этих работ не оказалось в расширенном плане закупок компании, который составляется на год вперед?

В апреле было подписано первое дополнительное соглашение к договору, на основании которого исполнитель взял на себя ответственность по технической поддержке еще 10 единиц техники, причем без увеличения стоимости. Казалось бы, какой отличный подрядчик! Но буквально через несколько недель были заключены новые допсоглашения, и стоимость услуг увеличилась до 26 437 561 руб. То есть сумма контракта стала выше более чем на 40% от начальной максимальной цены, что является прямым нарушением действующей редакции «Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО „РЖД“ от 29.11.2011 г.» (согласно пункту 394 главы 4, увеличение возможно не более чем на 30% в равных пропорциях к предоставляемой услуги от начальной (максимальной) цены лота.

Но и это еще не все. В конце декабря было подписано последнее допсоглашение об увеличении срока оказания услуг до конца февраля 2017 года. А в итоге договор был исполнен 28 марта 2017 года за 26 571 012,70 руб. То есть положения, разработанные железнодорожной госкомпанией, были нарушены.

Что касается открытых аукционов в электронной форме, в которых побеждает «Микротех», то складывается ощущение, что они будто специально созданы для этой компании. Заказчик просто ограничивает конкуренцию избыточными требованиями. Например, как это было сделано в лоте № 31603363378 «на право заключения договора на оказание услуг по сопровождению специализированного программного обеспечения». В аукционной документации, в требованиях к порядку оказания услуг, прописано следующее: «необходимо предоставить справку в свободной форме, с приложением копий подтверждающих документов от разработчика программного обеспечения АСОКУПЭ-Л — ООО „Предприятие МИКРОТЕХ“». То есть, по сути, шансы на победу были только у предприятия господина Лукьянова, остальные потенциальные участники аукциона это понимали — и заявок не подали.

Таким образом за последние 2 года ООО «Предприятие Микротех» и ООО «ЦТО Микротех» заключили госконтрактов по форме «единственного поставщика» на сумму свыше 400 млн руб.

Между тем, в России есть серьезные компании, которые исправно платят налоги, инвестируют прибыль в развитие отечественной экономики, создают сотни рабочих мест, эффективно работают в сфере ИТ-технологий. Более того, многие из них вполне способны противостоять небольшой группе хакеров, дабы защитить безопасность пассажиров и транспортных перевозок.

Но пока получается, что госкорпорация халатно проводит тендеры, компания-подрядчик игнорируют условия контракта, все вместе закрывают глаза на нарушения — а в итоге незащищенным звеном оказывается рядовой пассажир, на чьи деньги, кстати, отчасти и создается система контроля и безопасности на транспорте.

На фоне предстоящего Чемпионата мира по футболу ситуация выглядит еще более тревожной. Ведь одно дело — привычные очереди пенсионеров летними вечерами перед неработающими турникетами по дороге с дачи домой, и совсем другое — негативные эмоции болельщиков, футболистов, иностранных гостей, способные спровоцировать новую волну критики в адрес всей России.

Источник — ИА «Московский монитор»

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

LEAVE A RESPONSE