Кубанские фермеры намерены провести новую протестную акцию против незаконного захвата их земель при попустительстве властей и правоохранителей.
Аграрный Левиафан пожирает земли кубанцев и государственные деньги.
В 2016 году фермеры Краснодарского края устраивали «тракторный марш» на Москву, протестуя против рейдерских захватов земель в регионе. До Москвы «трактористов» не пустили, но резонанс своей акцией они вызвали значительный. И вот стало известно, что фермеры намерены 28 марта провести новую протестную акцию против незаконного отъема земель. По их словам, «тракторный марш» начнется в станице Казанская и распространится по другим регионам.
Эта новость появилась одновременно с сообщением, что в Госдуме заинтересовались каналами оказания поддержки предприятиям АПК в Краснодарском крае. Так, стало известно, что 11 млрд рублей господдержки получит АО «Фирма «Агрокомплекс»» — хозяйство, основанное отцом нынешнего министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева.
Это дало новый повод полагать, что Краснодарский край превращается в своего рода латифундию семьи Ткачевых, впитывающую в себя землю соседей и деньги государства.
В результате рейдерских захватов фермерских земель в Краснодарском крае участки переходят компаниям, связанным с экс-главой региона, ныне — министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, считает лидер движения «Вежливые фермеры» Алексей Волченко. Как рассказал организатор «тракторного марша» корреспонденту «Росбалта», подобные захваты происходят при попустительстве нынешних властей и правоохранителей Кубани.
«Возьмем, к примеру, ту же Кущевку. Там земли фермеров ранее захватили Цапки. Когда Цапков [после массового убийства семьи фермера Сервера Аметова] осудили, то люди думали, что им вернут земли назад, однако они были переданы компаниям, аффилированным с Ткачевым», — сообщил Алексей Волченко.
По его словам, в Краснодарском крае практикуются различные формы захвата земель сельхозназначения. Но все они стали возможными при попустительcтве правоохранительных и судебных органов. «Иногда рейдеры подделывают документы и уже подделанные документы подают в Росреестр, регистрируют землю на себя, после чего через суды узаконивают захват, заезжают и обрабатывают землю. Иногда вообще «по беспределу» выставляют свою охрану, заезжают машинами, убирают, вывозят урожай. Бывает, что захват осуществляют через возбуждение уголовного дела: следователи возбуждают дело, после чего фермера вынуждают продать землю, угрожая «посадить»», — перечислил Волченко.
По словам фермера, резонансными в регионе стали случаи захватов ОАО «Кавказ» в Кавказском районе, ЗАО «Агрофирма «Мысхако» под Новороссийском. В последнем случае рейдеры положили глаз на земли, находящиеся на черноморском побережье, перевели их в статус поселенческих и продают под строительство коттеджей и частных домов отдыха.
В некоторых случаях фермерам удается отбить попытки отъема земель, как это произошло с ООО «Кирилл-Агро» в Калининском районе. В иных случаях удается возбудить уголовные дела против рейдеров, однако потом эти дела словно «зависают» без движения.
Волченко сообщил, что 15 марта девять фермеров из Краснодарского края побывали на личном приеме у председателя СК РФ Александра Бастрыкина. Он выслушал рассказы крестьян, дал подчиненным поручения разобраться в ситуации. Однако дальнейшие комментарии кубанских правоохранителей не вызывают оптимизма у жалобщиков.
«В СМИ опубликовано выступление начальника следственного управления по Краснодарскому краю Вадима Бугаенко. Он в скрытой форме пытается угрожать участникам тракторного марша, говорит, что мы пытаемся использовать тракторный марш, чтобы оказывать давление на следствие и добиться каких-то преференций», — пояснил Алексей Волченко.
История с «наездом» рейдеров на «Кирилл-Агро» в Калининском районе, действительно, стоит особняком от других случаев. Однако в той ситуации главным участником конфликта называли главу агрохолдинга «ЮМК» Олега Макаревича. Земли же, на которые позарились рейдеры, «Кирилл-Агро» арендовал по соглашению с департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
«Рейдеры пытались присвоить себе краевую собственность: земли сельхозназначения из фонда перераспределения. В итоге мы отбились, и администрация Краснодарского края зарегистрировала право на эти земельные участки», — рассказал представитель «Кирилл-Агро», юрист Антон Хасанов.
Юрист согласен, что решающую роль тогда сыграло своевременное реагирование правоохранительных органов. Но не потому ли «органы» так оперативно среагировали, что речь шла о краевых землях? В случаях, когда крестьяне защищают свою землю, правоохранители не торопятся с реакций, а то и откровенно бездействуют, попустительствуют рейдерам.
«В роли рейдеров выступают крупные агрохолдинги, а их жертвами становятся небольшие фермерские хозяйства, фермеры-одиночки. Холдинги выигрывают суды и забирают земли, когда им покровительствует судебная система», — разъяснил поселковый депутат Калининского района Дмитрий Печинский.
В Краснодарском крае рейдеры используют различные приемы захвата земель сельхозназначения, рассказал юрист Юрий Янкин. Чаще захватчики «прикрываются» законностью, но иногда, имея покровителей, действуют нагло и открыто.
«Самый распространенный метод рейдерского захвата — с использованием земельных паев. В частности — путем выделения земельных паев «мертвых душ». То есть некогда паи принадлежали умершим гражданам, и мошенники «задним числом» оформляют документы о передаче ими земельных участков другому собственнику. Потом эти документы узакониваются и так земельные участки приобретают новых собственников», — привел пример юрист.
По словам Юрия Янкина, иногда рейдеры не удовлетворяются захватом отдельных участков, а замахиваются на целые хозяйства. «Есть факты рейдерского захвата сельхозпредприятий, где налицо преднамеренное банкротство, которое позволяет впоследствии выкупить земельные доли и имущественный комплекс предприятия», — пояснил юрист.
Иногда рейдеры начинают собирать урожай с полей, еще не до конца отняв землю у настоящего хозяина. «Бывает прямой захват урожая: сильные рейдеры, обладающие административными, силовыми ресурсами, утверждают, что это они засеивали поле, и в период сбора урожая загоняют туда свою технику, ограждают территорию с использованием охранных агентств и начинают внаглую собирать урожай. В своей практике мне приходилось сталкиваться и с такими случаями», —- рассказал Юрий Янкин.
Считается, что эффективные собственники способны победить в конкурентной борьбе с другими, менее успешными конкурентами. Однако на примере Краснодарского края мы видим, как крупные агрохолдинги побеждают мелких фермеров не в конкурентной борьбе, а путем административного давления. Теоретически на это можно было бы закрыть глаза, если бы крупными агрохолдингами руководили успешные и эффективные собственники. Однако на практике они живут, лишь получая господдержку, которой лишаются мелкие земледельцы.
Аграрный Левиафан пожирает земли кубанцев и государственные деньги, а производит лишь социальную напряженность и новые «тракторные марши».
Дмитрий Ремизов
Источник: