В России несколько лет продолжаются нападения на людей, которые борются за чистоту окружающей среды. А власти делают вид, что этого не замечают.
Последний случай активисты считают вопиющим — участник ЭкоВахты получил травму головы.
В Краснодаре 28 декабря был жестоко избит координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха. Общественников подстерегали у их офиса. Когда активисты подошли к офису ЭкоВахты, на них напали трое мужчин в балаклавах и избили. У Андрея Рудомахи врачи потом диагностировали черепно-мозговую травму.
В этот день члены ЭкоВахты осматривали незаконную большую стройку в лесной зоне у поселка Криница и были замечены охранниками. Нападавшие украли у избитых ими активистов фотоаппараты и видеокамеры, на которые экозащитники снимали строящийся объект.
Жестокое нападение выдается из общего числа похожих преступлений, которые происходят в Краснодарском крае. Однако власти толком не отреагировали на произошедшее, словно все это в рамках нормы.
Два года назад, 9 сентября 2016 года произошло похожее нападение на лагерь экологов международной организации «Гринпис» и пожарных-добровольцев у хутора Садки в Краснодарском крае. По факту нападения было возбуждено уголовное дело, однако правоохранители так и не нашли преступников, и расследование было приостановлено. По словам эксперта «Гринпис России» Михаила Крейндлина, попытки возобновить расследование вновь и вновь заканчивались его заморозкой.
«Нападения на нас и на Андрея Рудомаху внешне похожи: и там, и там были люди в масках. Но Андрею досталось гораздое больше, чем нам. Нельзя сравнивать наши ушибы и сотрясения мозга с его черепно-мозговой травмой. Видимо, и цели, которые преследовали нападавшие, в случае с Рудомахой были более жесткими», — сказал Крейндлин.
Экозащитник подчеркнул, что со столь дерзкими нападениями ему ранее не доводилось сталкиваться. «Если говорить о нападении на лагерь „Гринпис“, то это чуть ли не единственный случай в мире. Может, только где-нибудь в Бразилии было что-нибудь подобное. Но в России это точно был единственный случай нападения на „Гринпис“», — уточнил Михаил Крейндлин.
Следует отметить, что давление на «ЭкоВахту» оказывали в свое время не только криминал, но и власти. Так, внесение «ЭкоВахты» в реестр «иностранных агентов» грозило многотысячными штрафами и фактическим прекращением деятельности общественной организации. Однако попытки Минюста оштрафовать экозащитников были отвергнуты судом как незаконные.
Так, в соседней Адыгее в свое время под следствием оказался руководитель отделения партии «Зеленые» и института региональных биоисследований Валерий Бриних. В 2014 году он написал статью с разоблачением деятельности свинокомплекса и его вреда для окружающей среды. В итоге, против него возбудили уголовное дело, усмотрев в статье призывы к экстремизму. В 2017 году обвинение было снято в суде. Сам Бриних свое уголовное преследование называл местью тех властных и бизнес-элит, чьи интересы он затронул в публикации.
Однако неприятности Бриниха на той истории не закончились. Верховный суд Адыгеи принял решение о приостановлении на три месяца деятельности регионального отделения партии «Зеленые» после проверки региональным управлением Минюста РФ. Свою проверку Минюст проводил по требованию прокуратуры Майкопа, инициированной центром «Э» МВД по Адыгее.
Общественник предполагает, что основной причиной недовольства республиканских властей стали его расследования. Помимо той истории со свинокомплексом, он еще написал обращение в правоохранительные органы, сообщая о возможном хищении овец, подаренных мусульманам Адыгеи «фондом Кадырова». С учетом того, что нынешнюю проверку деятельности «Зеленых» инициировал местный Центр по противодействию экстремизму, не исключено, что имеет место попытка полиции взять реванш за неудачную попытку засудить эколога по «экстремистской статье». «В беседах с сотрудниками ЦПЭ проскальзывало — они сожалеют, что тогда меня не привлекли к уголовной ответственности», — уточнил Валерий Бриних.
По сценарию давления с помощью полицейских развивалась в прошлом году ситуация и в Челябинской области в отношении экозащитного движения «Стоп ГОК». В 2017 году активисты, выступающие против постройки Томинского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Челябинской области, столкнулись с давлением органов МВД. В сентябре активист Гамиль Асатулин был задержан по обвинению в поджоге и сообщил адвокату, что его принуждают дать ложные показания, оговорить одного из лидеров движения Василия Московца. 9 ноября, в день визита Владимира Путина в Челябинск, полицейские задержали 16 пикетчиков. Одну из участниц акции Ирину Молчанову полицейские хотели привлечь к ответственности по статье 318 УК РФ (насилие в отношении представителя власти). Однако тут ситуация стала развиваться не по обычному сценарию.
Неожиданно Василию Московцу позвонил по телефону Владимир Путин и сказал, что разделяет его озабоченность вопросами экологии. После этого состоялась встреча Московца и с губернатором Челябинской области. А следственные органы решили не возбуждать дело против пикетчицы Молчановой.
Полицейские и власти в настоящее время не оказывают неправового давления на экозащитное движение «Стоп ГОК».
Могут ли власти и в случае с кубанскими экозащитниками прекратить «традицию» произвола в отношении них? Но главное — есть ли у них такое желание? Известный эколог Евгений Витишко заявил корреспонденту «Росбалта», что причина роста накала произвола заключается в том, что региональные власти не делают ничего для его пресечения. «Инциденты случались и раньше: довольно системно кто-то из чиновников, из администраций разных муниципальных образований, угрожал в наш адрес — и Александру Коровайному, и Владимиру Кимаеву, и мне, и многим другим членам ЭкоВахты. И дрались мы достаточно часто — с охранниками, иногда даже с полицейскими и сотрудниками ФСБ. Но чтобы реализовать угрозы и дойти до циничного избиения — такого еще не было никогда», — сказал Евгений Витишко.
По мнению эколога, нападения на экозащитников стоят в одном ряду с нападениями на других общественных деятелей в Краснодарском крае. «Я обвиняю в происходящем губернатора. Как во времена „ткачевской“ власти, так и при вновь пришедшем губернаторе, не дается никакой правовой оценки избиениям, нападениям, поджогам машин и т. п., произошедшим в отношении сотрудников ФБК, навальнистов, каких-то националистов, „Гринписа“ или других активистов», — заявил Витишко.
Эколог полагает, что губернатор Вениамин Кондратьев должен был дать правовую оценку нападению на Андрея Рудомаху и дать понять, что подобное недопустимо на территории Краснодарского края. «Не комментируя циничные действия каких-то подонков, тем самым как бы дается посыл обществу, что так можно делать. Когда мы не проводим доскональных расследований таких случаев, то тем самым словно говорим о том, что виновные в подобных действиях преступники не будут найдены», — подчеркнул Евгений Витишко.
Дмитрий Ремизов
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: