новости

Инфляция фактически удвоится

Повышение НДС неизбежно приведет к росту цен в России, потому что этот налог «сидит» в стоимости каждого конечного товара, отмечает экономист Игорь Николаев.

В таких условиях, как сейчас, фискальную нагрузку снижают, а мы все делаем наоборот.

Одновременно с объявлением о грядущем повышении пенсионного возраста правительство России обнародовало планы увеличения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18% до 20%. По словам премьера Дмитрия Медведева, «часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес».

Уже на следующий день, в пятницу, Центробанку РФ пришлось пересмотреть свой прогноз инфляции на этот год в сторону увеличения до 3,5-4%. Кроме того, ЦБ прогнозирует краткосрочное повышение инфляции до 4-4,5% в 2019 году с учетом предполагаемого повышения НДС.

О том, к каким еще последствиям приведет такое решение правительства и поможет ли увеличение одного из основных налогов выполнить очередные социальные обещания гражданам, обозревателю «Росбалта» рассказал директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

— На ваш взгляд, насколько подхлестнет рост цен в стране повышение ставки НДС до 20%?

 — Центробанк в связи с повышением НДС дает прогноз увеличения инфляции на 1%-2%. Думаю, это верная оценка. Вроде бы, это немного, но не надо недооценивать этот момент. Если учесть, что в прошлом году у нас была рекордно низкая инфляция в 2,5%, а в конце 2017 года она снижалась до 2,2%, то такой рост фактически будет означать ее удвоение.

Надо также учитывать, что к этому проинфляционному фактору могут присоединиться и другие. Например, ослабление рубля, которое весьма вероятно. Такое наложение факторов может дать рост инфляции уже не на 2%, а на 4%-6%. Так что, да, будет расти инфляция, потому что НДС у нас фактически «сидит» в стоимости каждого конечного товара и повышение этого налога автоматически приведет к росту цен.

— Повышение НДС поможет правительству выполнить новый «майский указ» президента РФ?

 — В краткосрочной перспективе, казалось бы, да. В долгосрочной — скорее нет. Если мы поднимаем ставку НДС, то это автоматически увеличивает объем сборов, 500-600 миллиардов рублей мы с этого получим. Тут вроде бы все просто — подняли ставку НДС, получили деньги, необходимые для выполнения этого «майского указа». Но одновременно с этим будут происходить и негативные процессы, связанные с повышением налоговой нагрузки. Увеличение ее в период, когда экономика то ли растет, то ли падает (а по итогам второго квартала текущего года рост ВВП будет, вероятно, в диапазоне от 0% до 1%), выглядит верным шагом. Это еще больше дестимулирует экономический рост и предпринимательскую активность.

В подобной ситуации налогооблагаемая база будет снижаться. В конце концов мы получим налогов меньше не только от НДС, но и в целом из-за снижения предпринимательской активности. Но произойдет это с некоторым временным лагом. В долгосрочной перспективе рост НДС будет, как минимум, консервировать нашу стагнацию. Какое уж тогда выполнение «майского указа» президента, где говорится о достижении темпов роста выше общемировых? Эта мера, наоборот, способствует движению в обратном направлении от поставленных в этом документе стратегических целей.

И опыт других стран, и наш собственный опыт говорят о том, что в такой период, как сейчас, налоговую нагрузку не повышают, а снижают. В частности, в кризис 2008—2009 годов мы снизили налог на прибыль с 24% до 20%. Не хочу сказать, что только из-за этой меры кризис в России тогда продлился только год, но это был очень правильный шаг. Другие страны в это время поступали так же. Например, Великобритания в 2009 году отказалась повышать ставку НДС, хотя изначально там планировали это сделать. А мы сейчас поступаем с точностью до наоборот.

— Еще недавно власти обещали оставить налоговую систему в России в целом неизменной, но сейчас мы видим нечто обратное. Как вы считаете, не возникнет ли у российского руководства в связи с повышением НДС соблазн увеличить и другие налоги?

 — Это будет обязательно, потому что правительство не получит того, на что оно сейчас рассчитывает. В том числе, ничего не получит оно в ближайшей перспективе и от повышения пенсионного возраста. Здесь если фискальные цели и будут достигнуты, то в 2028—2034 годах, а не в 2018-м. В силу постепенности этой реформы, поначалу правительство ничего особо здесь не приобретет.

В этой ситуации, конечно, будет соблазн поднять налоги. Например, это может быть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Или введут дополнительные экспортные пошлины на нефтепродукты. Когда утихнет нынешний скандал вокруг роста цен на бензин, могут снова увеличить акцизы на него. Будут отказываться от тех или иных налоговых льгот. В общем, налоговая нагрузка будет расти — в этом я не сомневаюсь.

Беседовал Александр Желенин

Источник: rosbalt.ru

LEAVE A RESPONSE